КОРЗИНА
В корзине нет товаров
    Каталог
   Акция
   Распродажа
   Игрушки для детей
   Радиоуправляемые самолеты
   Аксессуары к р/у самолетам
   Радиоуправляемые вертолеты
   Аксессуары к р/у вертолетам
   Коптеры
   Аксессуары к р/у мультикоптерам
   Радиоуправляемые автомодели
   Аксессуары к р/у автомоделям
   Радиоуправляемые модели танков
   Радиоуправляемые судомодели
   Аксессуары к р/у судомоделям
   Радиоаппаратура
   Симуляторы полетов
   Сервомеханизмы
   Электромоторы
   Регуляторы оборотов
   Двигатели ДВС
   Воздушные винты
   Обтекатели, адаптеры крепления воздушного винта
   Топливная система
   FPV
   Видеокамеры
   Электроника
   Электроника PowerBox
   Зарядные устройства
   Аккумуляторы
   Материалы
   Спецодежда
   Инструменты
   Приборы
   Сумки, рюкзаки, кейсы для моделизма
   Технические жидкости
   Стартовое оборудование
   Стендовые модели
   Комиссионка




 
Бальзовые фюзеляжи сложной формы

 

Статья Д. Блохина из журнала "Спорт и Хобби"

У многих моделистов периодически появляется желание построить очень красивую модель или даже копию с фюзеляжем эллиптического сечения. Однако если самолет планируется создать в единственном варианте, выстругивать болванку с последующим выклеиванием стеклопласти-ковых корок — дело неблагодарное. Подобный фюзеляж проще сделать из бальзы, освоив несложные приемы.

Первое, что понадобится — стапель в виде деревянной рейки сечением не менее 20 х 20 мм. К нему приклеивают шпангоуты, выполненные с подпиленными, легко выламываемыми технологическими перемычками. Они впоследствии позволят удалить стапель без чрезмерных усилий. Затем монтируются стрингеры и бальзовая обшивка фюзеляжа.

Метод с применением стапель-рейки используется в случае, когда все шпангоуты имеют большие окна облегчения. Если же фюзеляж строиться «вокруг» законченной кабины пилота, или если есть сплошные шпангоуты (как правило, таковыми являются передние), то придется применить другую технологию.

Итак, второй метод. Фюзеляж собирается из двух половин (чаще всего верхней и нижней, хотя можно встретить и вертикальное деление). Примерно на уровне оси фюзеляжа по его борту должен проходить прямой при виде сбоку стрингер. Каждый шпангоут, кроме первого разрезается на две части по линии, соединяющей середины пропилов под этот стрингер.

Половины фюзеляжа собирают на плоских стапелях. Самый лучший материал для стапеля — чертежная доска. Подойдут также деревянные мебельные щиты, толстая фанера или плиты из ДСП. На стапель кладется чертеж фюзеляжа «вид сверху», который может представлять собою лишь осевую линию с разметкой мест установки шпангоутов. Чертеж должен быть размещен так, чтобы нижняя часть первого шпангоута могла свисать со стапеля.

Теперь прикрепите булавками базовые стрингеры. Потом приклейте на циакрине первый шпангоут и верхние половинки остальных. Установите стрингеры, расположенные рядом с базовым. С остальными пока не спешите, так как они ограничат доступ во внутреннюю полость фюзеляжа.

Для того чтобы бальзовая обшивка получилась без провисов, должны соблюдаться определенные соотношения между кривизной поверхности, толщиной шпона и размером «клетки» каркаса. Например, для модели длиной 1200 мм с ярко выраженной сигарообразностью фюзеляжа шаг шпангоутов должен быть примерно 100 мм, стрингеров — 40 мм при толщине пластин 2 мм. В местах, не имеющих двойной кривизны поверхности, шаг шпангоутов может быть увеличен. Толщину шпона менее 2 мм применять нецелесообразно.

Теперь возьмите бальзовую пластину и насухо прикрепите один ее край к базовому стрингеру булавками, поставив их с большим шагом. При этом между пластиной и стапелем нужно вложить прокладки толщиной, равной половине сечения стрингера. Подгибая обшивку к кромкам шпангоутов, отметьте на ней положение следующего стрингера. Снимите пластину и постройте на выкройке кривую, проходящую через середину стрингера. Обрежьте шпон с очень небольшим припуском. Поставьте выкройку на место, не забыв о прокладках.

Наклонив стапель набок, пролейте изнутри стык жидким циакрином. При отсутствии этого клея, можно использовать и другие. Имейте в виду, что ПВА не затекает в шов, поэтому, работая с данным клеем, деталь придется промазывать до установки и делать все очень быстро. А это превратит процесс из отдыха в довольно нервную работу. Аналогично нужно пользоваться средним и густым циакрином. При наличии эмалита можно два-три раза промазать кромки соединяемых деталей, а после высыхания сочленить их, и пролить стык ацетоном или жидким эмалитом.

Дождавшись высыхания связующего, подогните полосу обшивки к следующему стрингеру. Проверьте, насколько точно ее край приходится на середину последнего. Увлажните внешнюю поверхность шпона смоченной ватой или хлопчатобумажной тканью. Зафиксируйте край обшивки на стрингере с помощью булавок, поставленных с малым шагом. Пролейте стык жидким циакрином. Теперь нужно переставить булавки, крепящие базовый стрингер на стапеле, иначе полностью обшитая верхняя часть фюзеляжа навеки останется на нем. На данном этапе желательно смонтировать киль.

Следующие полосы обшивки размечаются и приклеиваются аналогично. Разница в том, что теперь придется подгонять по месту обе кромки. Естественно, это потребует времени, поэтому не настраивайтесь выполнить всю работу за один вечер. Когда верхняя половина фюзеляжа будет закончена, снимите ее со стапеля. На этом этапе понадобится специальный ложемент, который впоследствии пригодится при обслуживании модели в поле. Его можно изготовить из фанерованных пластин ДСП, толстой фанеры или плотного пенопласта. Кромки ложемента, которые будут соприкасаться с моделью, нужно оклеить поролоном или пенорезиной толщиной 5-10 мм.

Установив фюзеляж на ложемент, подклейте обшивку к верхним полушпангоутам, прижимая ее снаружи рукой (в том случае, если вы пользуетесь жидким циакрином). Установите нижние полушпангоуты. В дальнейшем, в процессе последовательной установки стрингеров и обшивки, заранее подготовленное крыло и стабилизатор встраиваются в фюзеляж.

Если цельное крыло должно быть съемным, то подкрыльевая часть фюзеляжа чаще всего делается зацело с самим крылом. При подгонке его к фюзеляжу верхнюю поверхность центроплана нужно покрыть пленкой, чтобы не приклеилась обшивка фюзеляжа или зализа. К нижней поверхности крыла прикрепляют два полушпангоута в местах разъема и один-два между ними. Стрингеры и листы обшивки делаются сквозными, заодно с остальной частью фюзеляжем. После высыхания клея на фюзеляже в нужных местах сделайте разрез с помощью полотна от ножовки по металлу, и снимите крыло. Чтобы устранить щель от пропила и его выравнивания, можно наклеить прокладки из тонкой бальзы или пенорезины. После окончательной шпаклевки и вышкуривания фюзеляж готов к оклейке пленкой или тонкой стеклотканью.

В заключение хотелось бы отметить более высокую ремонтопригодность и, как правило, меньший вес подобных конструкций по сравнению со стеклопластиковыми образцами.

Версия для печати
  main news price list about Статьи contacts account

Rambler's Top100